Большая Дмитровка улица, 1

Дом Союзов – одно из самых парадных зданий Москвы, в котором до большевистской революции размещалось Благородное собрание, в 1917 году был передан в ведение профсоюзов и сразу же стал  – в первую очередь благодаря архитектурной законченности своего Большого зала – одним из важнейших торжественных помещений новой советской власти.

В первый по четвёртый и в шестой номер организованного в 1922 году Дзигой Вертовым киножурнала «Кино-Правда» вошли сюжеты о процессе эсэров (партии социалистов-революционеров) – одном из самых первых громких судебных мероприятий советской власти, проходившем с 8 июня по 7 августа 1922 года и имевшем большой международный резонанс.

27 января 1924 года в Колонном зале был установлен гроб с телом Ленина. В течение пятидневного официального прощания Вертов и другие документалисты создавали хронику траурной церемонии. «Минута за минутой, кадр за кадром, - вспоминал Вертов, - мы фиксировали проводы великого вождя». Необходимо отметить, что в данном случае Вертов лично присутствовал на съёмке, а не только монтировал отобранный хроникальный материал.

Кадры прощания с Лениным вошли в вышедший на экраны 6 февраля 1926 года и смонтированный Вертовым документальный фильм «Похороны Ленина», а также в ключевую для творчества Вертова двадцать первую «Кино-Правду», получившую название «Ленинской Кино-Правды», где смерть Ленина стала центром перехода от хроники к метафоре неминуемой победы новой власти.
Узнайте больше о кино
на сайте Библиотеки имени
С.М. Эйзенштейна
Личности
  • Вертов, Дзига (Давид Абелевич Кауфман) (02.01.1896, Белосток — 12.02.1954, Москва), режиссер-документалист, сценарист, наряду с Эйзенштейном и Кулешовым - один из крупнейших теоретиков советского кинематографа 1920-х годов, автор многочисленных работ по теории и практике кино. Организатор творческой группы документалистов "Киноки" (от "кино-око", то есть "киноглаз"). Автор фильма "Человек с киноаппаратом" (1929), одного из самых известных в мировом документальном кино.