Тверская, 31/4

На месте открытого осенью 1940 года Концертного зала имени Чайковского с 1901 года находился театр «Буфф-миниатюр» французского антрепренёра Шарля Омона, позже перестроенный под театр оперетты другим антрепренёром, Игнатием Зоном, и получивший название «Театр Зон».

В 1918 году в здании театра разместился практиковавший теорию «синтетического театра» Театр-студия художественно-просветительного союза рабочих организаций (Театр-студия ХПСРО). В 1920-1921 годы его место занял руководимый Всеволодом Мейерхольдом Театр РСФСР 1-ый, с 1922 года -  Мастерская Мейерхольда, а с 1923 года - Театр имени Всеволода Мейерхольда (ТИМ).  

В первые годы советской власти здание бывшего «Театра Зон» играло важную роль и в истории кино. Именно в нём -одновременно с Мастерской Мейерхольда, объединившейся с ещё одним тогдашним центром театральных экспериментов,  Опытно-героическим театром Бориса Фердинандова - с осени 1922 года в небольшом фойе наверху размещалась киномастерская, созданная Львом Кулешовым как «самостоятельный филиал» открывшейся в Москве в 1919 году Государственной школы кинематографии. До осени 1923 года в мастерской, функционировавшей при Опытно-героическом театре и ставшей известной как «коллектив Кулешова», проводились эксперименты в области кино и разрабатывалась теория монтажа. Занятия в мастерской проводились с 18 до 24 часов; до часу или двух ночи шли репетиции.
Узнайте больше о кино
на сайте Библиотеки имени
С.М. Эйзенштейна
Личности
  • (14.01.1899, Тамбов – 29.03.1970, Москва), режиссер, теоретик кино, педагог. Профессор (1939), доктор искусствоведения (1946), народный артист РСФСР (1969). Один из первых и самых известных теоретиков киноискусства, создатель целого ряда монтажных экспериментов.