Эйзенштейн Сергей Михайлович

Эйзенштейн, Сергей Михайлович (10 (22).01.1898, Рига – 11.02.1948, Москва), режиссер, художник, сценарист, теоретик искусства, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), доктор искусствоведения (1939).

Одна из ключевых, влиятельнейших фигур в истории мирового кинематографа: кинорежиссер, достигший выдающихся успехов как в немом, так и в звуковом кино (все шесть его законченных фильмов вошли в классику мирового кино), радикальный реформатор киностилистики; один из первых и наиболее продуктивных теоретиков кинематографа, основатель отечественной системы кинообразования; энциклопедист, разносторонне и глубоко исследовавший не только кино, но самые различные аспекты истории и теории культуры.

Узнайте больше о кино
на сайте Библиотеки имени
С.М. Эйзенштейна
Связанные с личностью места
Здесь, в здании бывшего Купеческого клуба, с 1923 года располагался кинотеатр «Малая Дмитровка» и связанный с ним дискуссионный клуб (закрыт в 1930 г.), директором которого был Михаил Бойтлер – брат известного кинокомика Аркадия Бойтлера.
В Большом театре Сергей Эйзенштейн 2 апреля 1923 г. на торжественном вечере, посвященном 25-летию сценической деятельности Всеволода Мейерхольда, впервые показал отрывок («Жоффр в поход собрался») из своего спектакля «На всякого мудреца довольно простоты» («Мудрец»).
Основанная в Москве в 1924 г. по инициативе группы кинематографистов, в которую входил Сергей Эйзенштейн, Ассоциация работников революционной кинематографии (АРК, с 1929 г. – АРРК) просуществовала до 1935 года.
По воспоминаниям Сергея Юткевича, коллеги и друга молодости Сергея Эйзенштейна, в кинотеатре «Художественный» осенью 1920 года Эйзенштейн увидел фильм Дэвида Уорка Гриффита «Нетерпимость», повлиявший на его художественное мировоззрение.
С 1923 по 1930 год сегодняшний Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК) носил название «Государственный техникум кинематографии» (ГТК).
На Белорусский вокзал (в 1912-1922 гг. вокзал назывался «Александровский», а в 1922-1936 -«Белорусско-Балтийский вокзал») Сергей Эйзенштейн приехал осенью 1920 года для учебы в Москве.

Клуб театральных работников Москвы (ныне – Центральный дом работников искусств – ЦДРИ) был создан 25 февраля 1930 г. при ЦК Профсоюза работников искусств по инициативе наркома просвещения Анатолия Луначарского.

Всесоюзный (ныне – Всероссийский) государственный институт кинематографии (ВГИК) после Великой Отечественной войны размещался в здании Киностудии имени Максима Горького (вход во ВГИК был со стороны улицы Вильгельма Пика).
В бассейне Сандуновских бань для фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин»» (1925) была снята короткая сцена с макетом броненосца.
Комплекс киностудии «Мосфильм» был построен в конце 1920-х – начале 1930-х гг.

Страницы: 1 2 3 4 5 След.